Организация выставок-конкурсов семейного творчества в детском саду

Бывает так, что час совместной творческой деятельности,
живой интерес родителей и общие впечатления
остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Взрослые, окружающие ребёнка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша - семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой личности. Ребёнок, поступивший в детский сад, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших усилия, направлены на решения этих задач.

Культурная традиция советских времён в основном сохраняет доверие родителей к государственному дошкольному образованию. Они рассчитывают, что детский сад гарантирует ребёнку получение дошкольного образования в соответствии с современными государственными стандартами. Сегодня, из-за своей чрезмерной загруженности, родители особенно нуждаются в помощи со стороны педагогов. Ведь несмотря на образование и информированность в области воспитания, большинство родителей мало времени уделяют общению с ребёнком. А ведь бывает так, что час совместной творческой деятельности, живой интерес родителей и общие впечатления остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Дать квалифицированный совет, оказать помощь родителям, активизировать интерес родителей к жизни ребёнка в детском саду призваны педагоги.

Одной из эффективных форм взаимодействия с родителями воспитанников детского сада является организация выставок семейного творчества, конкурсов семейного творчества. Такая форма взаимодействия помогает каждому ребёнку почувствовать свою значимость, гордость за своих родителей, а папам и мамам – ответственность, т.к. не могут подвести своё чадо. Труд под руководством любящих людей способствует развитию личности ребёнка, развитию уверенности в себе, в своих возможностях. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время, занимаются одним общим делом.

Выставки сами по себе яркий и зрелищный вид творчества, но если добавляется ещё и элемент соревнования, появляется интрига. Таким образом,  традиционные  выставки превращаются в выставки - конкурсы. В ДОУ выработался определённый алгоритм организации и проведения выставок-конкурсов. В этот алгоритм входят три этапа.

1 этап – подготовительный
Педагоги определяют тему выставки в соответствии с сезоном, календарным праздником или другим значимым событием (например, «Осеннее настроение », «Мы – самая спортивная семья», «С любовью от мамы», «Новогодняя игрушка своими руками», «Дом для птиц»).
О предстоящей выставке родители информируются заранее, красочные объявления размещаются в приёмных всех групп и в холлах детского сада. Кроме объявления темы выставки родители информируются об условиях и дате проведения конкурса.
На данном этапе организуется сбор экспонатов для выставки, их регистрация(авторы,№ группы, название, номер работы).
2 этап – основной
Проведение выставки –конкурса.
Экспозиция детско–взрослых работ представляется как важное событие детского сада. Выставки проводятся в холле. Экспонаты располагаются на стенде, на мольбертах, на столах. При оформлении выставок продумывается расположение каждого экспоната, чтобы его можно было хорошо рассмотреть, ведь каждая работа – маленький шедевр, сделанный руками ребёнка и его родителя.
В планах воспитательно-образовательного процесса воспитатели обязательно включают экскурсии детей на выставку. Важно, что в процессе ознакомления с работами других участников выставки родители вместе с детьми видят и обсуждают разнообразие творческих выдумок.
Детям и родителям предлагаем проголосовать за понравившуюся им работу. Для этого заранее изготовляем урну и жетоны, на которых нужно написать номер выбранной работы. Затем обязательно с участием членов родительского комитета проводится подсчёт голосов, определяется несколько призёров.
    
3 этап – заключительный
Участникам выставки объявляется письменная благодарность, размещается на стендах для родителей в приёмных. Победители награждаются грамотами.

Такие выставки-конкурсы у нас в детском саду становятся доброй традицией, и дети, и родители с удовольствием их посещают. Те родители, которые сначала не придавали значения нашим предложениям, увидев, с каким воодушевлением дети тянут их посмотреть выставку, пусть позже, но приносили на выставку свои работы.

Приятно, что и папы стали участниками наших конкурсов. Домики и кормушки для птиц, сделанные их руками с участием детей, конечно же,  поразили всех своим разнообразием и креативностью. А с какой гордостью развешивали их потом дети на участке. Ведь это благодаря им с папой птицы смогут найти себе корм зимой!

Такая знакомая и привычная форма взаимодействия с семьями воспитанников, как организация выставок, может быть интересной и привлекательной для родителей, если отнестись к ней  творчески и проводить её регулярно. Для родителей это ещё один повод погрузиться в жизнь ребёнка, лучше его узнать, проникнуться его интересами.

Увидев гордость в глазах ребёнка за работу, сделанную с мамой или папой, можно с полной уверенностью сказать: «Затеянное дело принесло благие плоды».