Несколько слов об адаптации к детскому саду

Создано 03.02.2014

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания с этой точки зрения требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно. Меняется активность ребенка и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням.

Рекомендации по подготовке ребенка к посещению детского сада

  1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для Вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности «садовского воспитания». Любые Ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
  2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему Вы хотите, чтобы ребенок пошел в детский сад. Например:
    «Детский сад – это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился с другими детьми и взрослыми, и подружился с ними. В саду все приспособлено для детей: там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки и шкафчики, маленькие раковины для умывания, много интересных игрушек. В саду дети кушают, играют, гуляют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в детский сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя там было интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в детский сад своих детей, берут туда не всех. Тебе по-везло, летом я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться: купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада».
  3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло, что он скоро может ходить туда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать, и чем чаще Вы это будете повторять, тем спокойнее и увереннее себя будет чувствовать Ваш ребенок, когда пойдет в детский сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такими Вы сможете проконтролировать ребенка, хорошо ли он запомнил последовательность событий. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя уверенно.
  5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать. Например,
    «если ты захочешь пить, подойди к воспитателю, скажи об этом и она нальет тебе воды».
    Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и ему придется подождать своей очереди. Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома.
  6. Вы можете сказать ребенку, что в детский сад он может взять свою любимую игрушку. Тогда по утрам ему будет легче расставаться с Вами, с игрушкой веселее идти и проще завязывать отношения с другими детьми.
  7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои.
  8. Чем больше круг общения ребенка, тем легче ему будет привыкать к детям и взрослым в детском саду.
  9. Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, другими детьми и их родителями, тем проще будет привыкнуть Вашему ребенку.
  10. Будьте снисходительны и терпимы к другим, тем не менее, проясняйте ситуацию, тревожащую Вас в корректной форме или через специалистов (в отсутствии детей).
  11. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.
  12. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша: больше проводите с ним времени, чаще обнимайте ребенка, говорите малышу: 
    «Я знаю, что тебе бывает скучно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый. Я горжусь тобой. У тебя все получится.»
  13. Разработайте с ребенком пилотную систему прощальных знаков, и ему будет проще отпускать Вас.
  14. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои возможности и планы. Лучше, если у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
    • Не сокращайте период адаптации ребенка.
    • Не спешите переводить его на дневной сон в детском саду.
  15. Если через месяц Ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых Вы забыли.
  16. Если Вам необходимы консультации, обращайтесь к специалистам детского сада.

Что необходимо приготовить ребенку для посещения детского сада

  1. Две пары обуви (для улицы, для группы). Обувь должна быть по размеру, с твердой пяткой и фиксированным носком, с надежной застежкой. Тапочки и шлепки запрещены!!!
  2. Два комплекта одежды (для прогулки и для группы).
  3. Запасная одежда и нижнее белье (в пакете).
  4. Пакет для грязного и сырого белья.
  5. Летом обязательно головной убор для прогулки.

Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад:

  • Не оставлять ребенка в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.
  • Создать для него в семье спокойный, бесконфликтный климат.
  • На время прекратить походы в цирк, в театр, в гости. Сократить просмотр телевизионных передач.
  • Как можно раньше сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.
  • Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском саду.
  • Не реагировать и не наказывать его за капризы.
  • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка обратиться за консультацией к педагогу – психологу детского сада.
  • При выражении невротических реакций обратиться к педиатру и выполнять все предписания врача.
  • В период адаптации эмоционально поддерживайте ребенка: чаще обнимайте, целуйте, больше проводите с ним времени и говорите, что Вы его очень любите.

Как НЕ надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать детский сад:

  • В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде и его сотрудниках.
  • «Наказывать» ребенка детским садом и поздно забирать домой.
  • Водить ребенка в многолюдные места.
  • Конфликтовать с ним дома, наказывать за капризы.
  • В выходные дни резко изменять режим дня ребенка.
Консультацию подготовил
педагог – психолог 1 квалификационной категории
Терентьева Людмила Тимофеевна